По назначению прицепы и полуприцепы можно разделить на два больших типа: общетранспортные (тентованные, бортовые) и специальные (панелевозы, тяжеловозы, цементовозы и др.). В этой статье мы рассмотрим специфику отечественного рынка прицепов и полуприцепов.
За последние годы очень серьезно изменились требования, которые предъявляются к этому типу транспорта. Все новые транспортные средства, движущиеся по российским дорогам, должны оборудоваться системой ABS – это передовая система гарантирующая защиту от блокировки тормозов.
Правда, до сих пор некоторые отечественные производители прицепов, в силу определенных причин и обстоятельств, данное требование игнорируют. Например, на полуприцепы АBS не ставят по очень простой причине - этой системой очень часто не оснащены и сами тягачи. В таком случае ABS прицепа работать не сможет.
Конечно, есть и продвинутые производители, которые на свои полуприцепы устанавливают не только систему ABS, но и блок ELM, обладающий функцией против опрокидывания. Это очень умная «штука», которая действует независимо от тормозной системы машины и срабатывает на крутых поворотах. В результате полуприцеп своими тормозами сможет удержать тягач и не даст ему перевернуться. Так как чаще всего масса груженого прицепа заведомо превышает массу тягача, даже если водитель до упора надавит на педаль газа, автопоезд не разгонится.
Среди ведущих производителей прицепной техники эксперты выделяют несколько крупных компаний.В частности, основными производителями общетранспортных прицепов и полуприцепов остаются: ЗАО «Новтрак» г. В. Новгород и ОАО «Великолукский опытный машиностроительный завод» под маркой STEELBEAR. Постепенно к ним подтягивается Нефтекамский автозавод (НЕФАЗ), который сейчас конкурирует в сегменте бюджетных прицепов для ов.
Неплохие полуприцепы делают также такие компании, как «ТОНАР» (Московская обл.), «НОВТРАК» (В. Новгород.), «Сеспель» (Чебоксары). Эти компании активно сотрудничают с западными производителями комплектующих для полуприцепов, что позволяет им делать качественную продукцию, не уступающую по своим параметрам и надежности импортным аналогам.
Безусловным лидером отечественного рынка в сфере производства тяжеловозов является завод «ПОЛИТРАНС». Они предлагают прицепы-тяжеловозы, площадки на шинах небольшого диаметра грузоподъемностью — от 10 до 40 тонн. Также этот завод выпускает и ряд моделей большей грузоподъемностью, в которых применяются только поворотные оси. К сожалению, это не всегда удобно, так как существенно ограничивает маневренность техники.
Догоняет «ПОЛИТРАНС» молодое предприятие «Спецмаш», расположенное в Чувашии. Они смогли освоить производство полуприцепов с подвеской в сборе BPW и принудительно-поворотными осями. В результате полуприцеп, с дополнительной следящей системой, на дорогое движется след в след тягачу. Технология способствует тому, что колеса подвески полуприцепа будут поворачиваться так же, как и колеса седельника. При этом автопоезд
вписывается в любой поворот без проблем. Подобную схему можно использовать не только для больших тяжеловозов, но и для транспортировки негабаритных грузов: мостовых балок, строительных ферм и т.п.
Отдельная ниша по тяжеловозам принадлежит таким заводам, как Канашский завод «Стройтехника» и «Уралавтоприцеп». Однако, если полуприцепы от бывшего ЧМЗАП из Челябинска достаточно хорошо известны покупателем не один год, то Канашский завод, ранее «славившийся» низким качеством продукции, сейчас исправился. Благодаря использованию импортных осей и опорных устройств, их прицепы стали более надежными и функциональными. Изначально этот завод был ориентирован на производство прицепов и полуприцепов для строительной техники: фермовозов, панелевозов, площадок и т.д. Сейчас же Канашский завод можно назвать монополистом в производстве техники этого типа. Он также удерживает лидирующую позицию в сегменте автовозов.
Еще один очень важный сегмент рынка - полуприцепы для перевозки жидкостей, горюче-смазочных материалов. Тут ведущим производителем можно считать Красногорский завод «Бицема», который работает с такими гигантами, как «ЮКОС», «Лукойл» и прочие нефтедабывающие компании.
Довольно длительное время завод «Бецема» являлся монополистом в сфере производства полуприцепов, используемых для транспортировки перевозки различных сыпучих грузов: муки, песка, цемента и т.д. Сейчас же в лидеры выбивается именно «Сеспель». Это обусловлено выводом на рынок новых современных моделей. Например, алюминиевый полуприцеп-цементовоз, по прочностным и ходовым характеристикам он почти не уступает западноевропейским аналогам. Инженеры планируют с течением времени полностью заменить цистерны из стали более дешевыми в производстве алюминиевыми. Многие потребители уже смогли почувствовать выгоду от их использования. Их главное преимущество – полное отсутствие коррозии и малый вес.